Микроэлементы и витамины находятся в комплексных соотношениях синергизма друг с другом и синергизма-антагонизма с различным лекарствами. Постгеномный подход к рассмотрению молекулярно-физиологических ролей микронутриентов показывает, что комплексное микронутриентное сопровождение важно для нормализации менструального цикла, улучшения качества гаметоцитов, прегравидарной подготовки, беременности и кормления [1]. Витамины вообще “поют хором” – не только каждая из биологических функций нуждается в поддержке определенными витаминами, но даже последствия моногиповитаминоза во многих случаях необходимо лечить именно комбинацией нескольких витаминов [2]. В то же время, несмотря на  очевидный фармакодинамический синергизм между железом и цинком в противодействии анемии, между препаратами железа и цинка ними отмечается определенный фармакокинетический антагонизм, требующий либо раздельного приёма, либо использования микрокапсуляции [3, 4].

Микроэлементы и витамины могут способствовать повышению эффективности действия лекарств. Например, эффективность этилметилгидроксипиридина сукцината (ЭМГПС, действующее начало препаратов мексикор, нейрокс, мексидол и др.), как и всех остальных лекарств, зависит от концентрации и активности белков протеома. Для реализации эффектов ЭМГПС на молекулярном уровне важна адекватная обеспеченность организма пиридоксином (витамин В6) и магнием. Анализ 78 пиридоксин-зависимых белков протеома и 720 магний-зависимых белков показал, что комбинирование ЭМГПС, пиридоксина и магния может способствовать более эффективному антигипоксическому и антиоксидантному действию ЭМГПС, улучшению синаптической передачи сигнала, обезвреживанию гомоцистеина, а также регуляции липидного и углеводного обмена (восстановление чувствительности клеток к инсулину и углеводам у пациентов с атеросклерозом) [5].

Микроэлементы и витамины могут способствовать повышению эффективности пептидных препаратов. Например, пептидный препарат на основе экстракта плаценты, в дополнение к пептидам, стимулирующим регенерацию тканей, содержит значительные количества цинка, который, совместно с пептидами, также способствует регенерации тканей [6]. Фармакологическое действие пептидов в составе нейротрофического пептидного препарата церебролизин (фрагменты фактора роста нервов, энкефалинов, орексина, галанина и др.) также осуществляется при адекватной обеспеченности микронутриентами, в т.ч. цинком и витамином А [7].

Многие фармакологические средства отрицательно сказываются на микроэлементом гомеостазе, одной из основ которого является магний. Например, в современной гинекологии широко используются эстрогенсодержащие препараты. По данным крупномасштабных клинико-эпидемиологических исследований, прием эстрогеновых препаратов, даже т.н. «низкодозированных», связан с определенными побочными эффектами и с повышенным риском тромбоэмболических заболеваний (ишемический инсульт, инфаркт миокарда),рака молочной железы и смертности от осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы.Имеющиеся данные подтверждают негативное воздействие эстрогенов на обмен витамина В6 и магния. Поэтому часть побочных эффектов эстрогеновых препаратов может быть устранена или существенно снижена при ведении курсов ЗГТ и ОК на фоне приема препаратов магния [8].

Антагонистические взаимодействия существуют между ионами магния и определенными антибиотиками (прежде всего, аминогликозидами и фторхинолонами). Во-первых, антибиотикотерапия вызывает сильнейшие потери магния организмом, что обуславливает необходимость назначения магниевых препаратов. Во-вторых, ионы магния в некоторой степени снижают эффективность фторхинолонов и аминогликозидов за счет комплексообразования. В-третьих, дефицит магния приводит к снижению барьерных функций и как следствие – к снижению антибактериального и противовирусного иммунитета. Поэтому раздельный прием антибиотиков и препаратов магния способен повысить и эффективность, и безопасность антибиотикотерапии [9, 10].

Известны магнийвыводящие эффекты основных классов диуретиков (петлевых, тиазидных, калийсберегающих и др.) и их взаимосвязь с развитием нежелательных последствий терапии. Установлено сходство между определенными врожденными дисфункциями почек и ятрогенными эффектами приема диуретиков. Показана перспективность использования препаратов магния для компенсации гипомагнеземии, гипокалиемии и других негативных эффектов диуретикотерапии [11].

Литература

  1. Громова О.А., Торшин И.Ю. Микронутриенты и репродуктивное здоровье. Руководство. ГЭОТАР-Медиа, 2019, 672 c., ISBN 978-5-9704-5149-6
  2. Громова О.А., Торшин И. Ю. Витамины и минералы между Сциллой и Харибдой: о мисконцепциях и других чудовищах. МЦНМО, 2013. — 693, [2] с. : ил. ; ISBN 978-5-4439-0088-9
  3. Торшин И.Ю., Громова О.А., Гришина Т.Р., Рудаков К.В. Иерархия взаимодействий цинка и железа: физиологические, молекулярные и клинические аспекты. Трудный пациент. 2010. Т. 8. № 3. С. 45-53.
  4. Громова О.А., Торшин И.Ю., Томилова И.К., Федотова Л.Э. Клиническая фармакология взаимодействий между цинком и железом. Лечебное дело. 2010. № 1. С. 31-42.
  5. Громова О.А., Торшин И.Ю., Калачева А.Г., Семенов В.А., Рудаков К.В. Результат фортификации этилметилгидроксипиридина сукцината магнием и пиридоксином: протеомные эффекты. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2016. Т. 8. № 4. С. 38-44.
  6. Громова О.А., Торшин И.Ю., Волков А.Ю., Смарыгин С.Н., Назаренко О.А., Каримова И.М. Препарат лаеннек: элементный состав и фармакологическое действие. Пластическая хирургия и косметология. 2011. № 2. С. 327-333.
  7. Громова О.А., Торшин И.Ю., Гоголева И.В. Пептидный состав церебролизина как основа молекулярных механизмов действия и клинической эффективности препарата. Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2014; 2: 27–36.
  8. Громова О.А., Лиманова О.А., Торшин И.Ю. Систематический анализ фундаментальных и клинических исследований как обоснование необходимости совместного использования эстрогенсодержащих препаратов с препаратами магния и пиридоксина. Акушерство, гинекология и репродукция. 2013. Т. 7. № 3. С. 35-50.
  9. Громова О.А., Торшин И.Ю., Моисеев В.С. О фармакологических взаимодействиях магния с антибиотиками и дефиците магния, возникающем в результате антибиотикотерапии. Терапия. 2017. № 1 (11). С. 135-143.
  10. Громова О.А., Торшин И.Ю., Лиманова О.А., Федотова Л.Э., Калачева А.Г., Гришина Т.Р. Антибиотикотерапия провоцирует дефицит магния. что делать?. Фарматека. 2016. № 14 (327). С. 6-13.
  11. Громова О.А., Гришина Т.Р., Торшин И.Ю., Лиманова О.А., Юдина Н.Ю., Калачева А.Г. Прием диуретиков провоцирует дефицит магния: тактика коррекции. Терапия. 2017. № 2 (12). С. 122-133.